На прошедших выходных, 18-20 июля, у нас в городе прошли Ганзейские дни - костюмированный фестиваль, посвященный средневековой истории города, и ремесленническая ярмарка, на которую съезжаются мастера со всей Эстонии и некоторых соседних государств: Латвии, Финляндии и России.
Если быть краткой, программа Ганзейских дней 2008 была такая:
18 июля
20:00 - церемония открытия на Ратушной площади, выступления в Раэлинн и Яанилинн, фейерверк
19 июля
10:00 - 20:00 Ганзейская ярмарка + выступления по всему центру города
23:30 Процессия рыцарей от Ратуши до Домского собора
24:00 Рыцарский турнир на Тоомемяги
20 июля
10:00 - 17:00 Ганзейская ярмарка + выступления
17:00 - церемония закрытия на Ратушной площади
Под катом отчет и фотографии (осторожно: они большого размера, хотя я их и уменьшала). Прошу прощения за качество - фотографировать посреди толпы, в постоянном движении и толкучке тяжело - а я все-таки не фотограф. Читать дальше
Ганзейские дни в Тарту проводятся где-то с конца 90-х годов, первоначально они отмечались как дни города и были достаточно скромными, излишнего внимания к себе не привлекали. Все изменилось с тех пор, как Эстония вошла в Евросоюз и у городского управления возникла идея проведения в Тарту Европейских Ганзейских дней (для справки - Европейские Ганзейские дни проводятся по очереди в каждом из городов, состоявших некогда в Ганзейском союзе), и из тихого, незаметного праздненство превратилось в яркое, красочное и многолюдное зрелище, на которое ежегодно тратятся немаленькие суммы. Европейские Ганзейские дни прошли в Тарту в 2001 или 2002 году (не помню точно), и теперь ежегодно фестиваль собирает много народу.
Как я уже говорила, первоначально Ганзейские дни задумывались как праздник, посвященный средневековому периоду в истории города. Однако со временем концепция изменилась, и с прошлого сезона город стали делить на несколько частей: средневековый и ремесленный город, речной город, в котором культурная программа ориентирована на эстонское народное творчество и быт, современный город, в сюжетную основу которого берется какое-то время из современной истории Эстонии (в прошлом году это было время эстонского национального пробуждения, в этом - похоже, что вторая половина 20 века) и детский город, в котором располагаются всевозможные атракционы для детей и подростков. Если попробовать описать расположение этих городов, то Яанилинн - средневековый и ремесленный город - был расположен вокруг церкви св.Ионна, постоенной в 14 веке, откуда и получил свое название, современный город, или Раэлинн, традиционно располагается на ратушной площади, архитектура зданий которой относится к 19 веку; именно в Раэлинне располагается главная сцена фестиваля, речной город раскинулся на противоположном к ратушной площади берегу; первое, что видят посетители, переправляясь с одного берега на другой через пешеходный мостик, - это рыбацкие лодки, которые прямо на месте, под открытым воздухом, вырезают мастера, а вдалеке уже слышны размашистые и простенькие народные мотивы...
Купол церкви св. Ионна и улица. |
Тартуская ратуша. |
К празднику город был украшен цветами, флажками:
И гипсовыми масками, прикрепленными к фонарным столбам:
Для меня Ганзейские дни начались вечером 18-ого июля, когда после церемонии открытия начались первые концертные выступления. Оркестр играл ритмичную и торжественную музыку, многие пошли танцевать на площадку перед сценой. Через какое-то время меня пригласил сплясать дедок в белой рубашке, и я пошла - видимо, это было влияние праздничного настроения. Дедок был эстонец и много вещал про то, что он де неплохо говорит по-русски, но во времена его молодости история была сильно политизирована, и каждое государство пыталось переписать ее на свой лад, а теперь, как ему показалось, все стало гораздо объективнее. До моего корявого эстонского ему, видимо, не было никакого дела, поэтому я ответила, что, возможно, сейчас уже нет потребности в том, чтобы так откровенно рисовать свое государство в исключительно положительных красках, как это было во времена Холодной войны, поэтому история и стала объективнее. Однако полностью избавиться от лицеприятия она не сможет никогда.
Да ведь это и не удивительно: прошлое само по себе, в отрыве от государства и общества, не несет никакой ценности, извлечь из него пользу можно только тогда, когда усваиваются предоставленные историей уроки - это значит, что эти уроки надо найти и проанализировать, дать им какую-то оценку. Потому что "события сами по себе не положительны и не отрицательны, и только наше отношение к ним придает им цвет" - как говорил Оскар Уайльд. Какой будет эта оценка? Разумеется, она будет делаться, исходя из насущных потребностей и государственных интересов общества, которое ее делает. Правильно ли это? На мой взгляд, правильно, если только не перегнуть палку.
В таком ключе началось и прошло для меня мероприятие. Фейерверка в первый день я не дождалась, так как было уже поздно и холодно. По программе он должен был быть в районе 24 часов, после чего мне нужно было бы одной возвращаться домой, и я решила не рисковать.
A Le Coq-арена - главная сцена фестиваля:
Второй день практически полностью ушел на исследование ярмарки, на которой я купила себе китайский сандаловый веер и кольцо с жемчужиной, и прослушивание музыкальной программы фестиваля, которая была тематически поделена между тремя сценами: на главной сцене выступали, в основном, с современной музыкой, либо композициями, не относящимися к местной этнической фауне:
Ансамбль духовых инструментов, пробы инструментов перед выступлением:
Мексиканцы с гитарами и скрипкой:
Программа на этой сцене произвела впечатление микса из разных культурных слоев. Здесь можно было услышать все: от средневековых трубадуров до знаменитых на весь мир песен группы "Abba" в оркестровой обработке и заводных латино-американских мотивов. С одной стороны, не прослеживается единой нити, с другой - своеобразный итог для всего фестиваля, разбросанного по разным частям центра города.
На другой сцене, в речном городе, люди в льняных нарядах с богатой вышивкой хором вытягивали народные мотивы, пели под гусли и аккордеон, на распев. Эта часть программы, как уже говорилось, целиком и полностью была посвящена народному творчеству, национальному деревенскому быту и эстонским культурным традициям.
На сцене творческий коллектив, исполняющий авторские песни, написанные в народном стиле:
А детвора тем временем кружила на деревенской качели-карусели:
...Мужики делали черную работу:
...А туристы отдыхали:
Самым маленьким интересно было посмотреть на зверей разных и пони:
Но за все это надо принести дар Благодарственному дереву, да и загадать желание, которое обязательно сбудется - если духи-покровители примут дар.
Такова была программа Речного города - легкая и ненавязчивая.
Яанилинн - лично для меня разговор совершенно особый. На мой взгляд, кирпичные стены средневековой церкви как нельзя кстати подходят в качестве декораций к средневековой части программы и "городу мастеров". Музыкальное наполнение было как раз такое, какое я люблю (но это можно опустить): играли и пели старинные мелодии, в ходу были виолы и блок-флейты, которые изредка разбавлялись гитарами и скрипками. Приглашены были, в основном, молодежные коллективы, но программа от этого ничуть не проигрывала.
Ученический музыкальный коллектив из Арукюла:
Коллектив 1-ой Тартуской музыкальной школы, состоящий из ученика и двух преподавателей:
На призыв "танцуют все" откликнулись монах, продававший какие-то безделушки на ярмарке, и ведущая программы, одетая в платье, напоминающее моду второй половины 17 века. Они быстро нашли общий язык и станцевали под дубом:
А кто-то танцевал совсем другие танцы: 15-16 века, Ренессанс.
В Яанилинн находилось несколько весьма антуражных лавочек, правда, товары были все такие, что губу особенно не раскатаешь =):
Помимо официальных выступлений на трех сценах, многие выходили играть просто на улицах. Занимали многочисленные крылечки-ступеньки в городе, ставили шляпы и играли:
Особым пунктом среди бродячих музыкантов
...И играющих на духовых инструментах индейцев в красочных и дорогих костюмах:
Возможно, кто-то заметит: где в этом месиве из красок, соединивших в себе все когда-либо существовавшие эпохи, можно отыскать историю? А она повсюду: и в самой попытке создания подобного мероприятия, и в смещении прошлого и современного, когда невольно начинаешь задумываться о том, куда мы движемся и что оставляем позади:
Она призрачно мелькает в бойнях мальчишек на поролоновых мечах, в стремлении прикоснуться в игре к "преданьям старины глубокой":
Шепчет - но тем отчетливей, чем тише - когда глаз подмечает картину, близкую к тому, что могло иметь место на самом деле:
Кричит во весь голос, когда ты, стоя посреди ревущей толпы, смотришь на то, как два рыцаря-реконструктора несутся настречу друг другу, один из них теряет равновесие и, перелетев через конскую морду, кубарем летит вниз... А толпа свистит и улюлюкает, и людской радости нет предела. В такие моменты становятся понятны и гладиаторские бои, и настоящие рыцарские турниры - не потому, зрелище так хорошо воссоздано: понимаешь интуитивно. Историю всегда строили люди; в такие моменты очень четко осознаешь, что ничего в сущности не изменилось с тех пор, и осознавая, учишься терпимее относиться к чужим ошибкам, независимо от того, совершены или они в прошлои или настоящем.