Кросспост:
www.liveinternet.ru/users/1033935/post79874538/Позавчера вернулась из Таллинна, где провела три дня. Примечательных событий было два. Начну с более простого и не вызывающего дискуссий и активной мыслительной деятельности. Событие, так сказать, для души.
Я давно уже хотела попасть в музей Нигулисте, да все никак не удавалось: то не успеваю до закрытия, то не работает во время моего приезда, то времени нет ехать в старый город, а тут все-таки выбралась, чему очень рада. Расскажу сначала немного про само место, потому что даже таллиннцы не все знают =)
Читать дальше.Церковь Св.Николаса (по-русски Николая, по-эстонски Нигулисте) была основана в 13 веке немецкими купцами, несколько раз перестраивалась, современный внешний вид приобрела в 15 веке. Построена в стиле поздней готики, которая в это время в ведущих странах Европы уже начинала вытесняться более поздними стилями, а в остальных как раз получила широкое распространение. В средние века в этой церкви было много произведений искусства, изготовленных в Любеке, столице Ганзейского союза, в который входил и Таллинн, и привезенных в город оттуда. Некоторые из них можно увидеть в музее в наше время, но об этом позже. Первоначально Нигулисте была католическим костелом, однако во время Реформации перешла в лютеранство, как и большинство храмов на территории Эстонии (в отличие от Латвии). В церкви находился известный и популярный из-за своего звучания орган, построенный в1895 году мастером Эбергардом Фридрихом Валкером. Во время Второй мировой войны, в результате бомбежек Таллинна в 1944 году, храм был разрушен, орган погиб вместе с ним. В реконструированной церкви открыли художественный музей, который теперь является филиалом KUMU (Kunstimuuseum, Эстонский Художественный музей). Все представленные ниже фотографии не мои, большинство – из Википедии.
 |
Церковь Нигулисте в Таллинне, в которой находится здание музея |
 |
Церковь Нигулисте, вид изнутри. |
 |
Алтарь, изготовленный в Любеке немецким художником Герменом Роде. Изображает историю жизни святого и его смерть. |
 |
Бернт Нотке «Пляска смерти». |
«Пляска смерти» - частично сохранившееся произведение в Нигулисте по мотивам фрески с аналогичным названием, которую Бернт Нотке создал для церкви Св.Марии в Любеке и которая до нас не дошла. Насколько я понимаю, изображена некоторая эпидемия или голод. Бедствие не касается богатых (на фреске архиепископ, князь, богатая дама в парчовом наряде, купец – или кто это? не знаю), и поголовно косит бедных. Своеобразный средневековый реализм. Тот, кто знает лучше меня историю и сюжет этого произведения, может меня исправить.
На выходе из музея купила себе несколько открыток и диск с записями огранной музыки, который очень хвалил музыкальный критик на Радио 4. Называется «Концерт в Нигулисте, Таллинн, органная музыка 12-20 столетий», исполняет органист Нигулисте Тийт Кийк. Кто будет там – советую, унесете с собой частичку прошлого, бережно сохраненного в этом месте.
А для меня ощущение, когда прошлое на время показывает свой золотой хвост, сияющий драгоценными камнями, и ты умудряешься подержаться за него хотя бы мгновение, одно из самых ярких и самых любимых в жизни. Прав был Акунин, когда приводил такое сравнение в одной из своих книг. Жизнь кажется как на ладони, когда остаешься наедине с древностью.
@музыка:
Tiit Kiik "Concert in Niguliste, Tallinn. XII-XX century organ music"
@темы:
tallinn,
bernt notke,
niguliste
На самом деле все диаметрально противоположно. Оставшийся фрагмент картины из 13 фигур действительно показывает только "власть имущих мира сего" ... В полной верисии фигур было ...около 50, в том числе и бедные. Даже ребенок и его мать ...
А сакральный смысл смерти не менялся со времен ее появления. Ей все равно, богат ды или беден, молод или стар, красив или не очень. Всем без исключения предстоит сплясать с ней последний танец. Единственно, никто не знает когда. И что будет потом.
Очень мне понравилась сия картина ...
Пляска смерти - это целый период европейского средневекового искусства. Появилось в Германии в 14-м веке ... как выражение вселенского ужаса перед чумой ... И прижисось на долгое время в изобразительном искусстве, литературе, театре ...
Что касается трактовки смысла, то об этом говорят слова, написанные под каждым портретом. Вот фрагмент - обращение Смерти к папе Римскому:
«Смерть:
Я приглашаю к этому танцу всех:
Папу (римского), императора и все создания —
Богатого, бедного, большого и малого.
Подходите и не грустите!
Думают всегда во все времена,
Что если добрые дела имеешь за душой,
То сразу будут грехи покрыты.
Но вы должны плясать под мою дудку!
Господин папа, ты сейчас наивысшее существо.
Станцуем же вместе — ты и я.
Был ты наместником самого бога
И честь и слава отца всей земли принадлежала тебе
Теперь же должен ты
Следовать за мной и стать таким, как я,
Освобождать и привязывать — вот и все
Так что на своем высоком посту ты лишь гость.»